г. Москва

Новости компаний

11 Апреля 2022

«ВотОнЯ»: Мы не закупаем товар, который подорожал больше, чем на 100%


Родители не экономят на своих чадах, поэтому в детских магазинах так много брендозависимых категорий. Любовь Самойлова, коммерческий директор сети магазинов товаров для детей «Вотоня», о том, что сейчас ретейлер делает с такими товарами и, что до сих пор отказывается закупать.


— Это не первый кризис, в реалиях которого приходится вести бизнес. Но, пожалуй, впервые компания столкнулась с трудностями такого масштаба. Накопленный опыт работы в сложных экономических условиях помог быстро сориентироваться в ситуации и предпринять ряд шагов, призванных смягчить последствия резкого падения рубля. Понадобилось оперативно увеличить объемы закупок быстрооборачиваемого товара, проанализировать полочные цены конкурентов. В дальнейшем это позволило принимать решение о закупке по новым ценам у текущих поставщиков не в авральном режиме.


В течение прошлого месяца ситуация на рынке менялась каждый день. Осознав проблему с разрывом в логистических цепочках и, как следствие, угрозу дефицита товара, наша сеть, как и другие представители ретейла, стала искать альтернативные способы доставки собственного импорта. Компания перевела контракты в подходящую для финансовых операций валюту, быстро провела анализ ассортимента с точки зрения возможности его замещения, осуществила мониторинг рынка производителей и наметила ряд мероприятий по заключению договоров поставок и замещению ассортимента.


В первую очередь мы сосредоточились на замещении товаров гигиены известных брендов, потому что процент повышения цен по ним — один из самых высоких.


Бытовая химия, косметика, подгузники, влажные салфетки — все эти товары уже давно успешно производятся в России, но имеют импортную составляющую, как в виде самого сырья, так и упаковки. Вообще, утверждение про импортную составляющую верно абсолютно для всех категорий товаров. Даже если весь производственный процесс осуществляется на территории РФ, оборудование для производства, как правило, импортное. Или, например, программное обеспечение для оборудования имеет иностранную лицензию. В этом случае можно ли назвать продукт, выпущенный на территории нашей страны, но из импортного сырья, замещающим? Да, но лишь условно.


В поисках альтернативы некоторых видов детского питания мы нашли производства в Белоруссии. Одежду шьют и в России, но трикотажные полотна у нас не производят, а оплата труда — дороже, чем в Китае или Средней Азии. В категории игрушек, безусловно, есть товары, произведённые в России, например, игрушки из пластмассы, деревянные игрушки.


Но замену Lego у нас в стране не найти, так же как аналогов кукол Barbie или фигурок L.O.L.


Принимая во внимание наличие брендозависимых категорий (к примеру, заменители грудного молока), компании важно было понять, когда производители и импортеры пополнят свои склады и смогут обеспечивать возрастающую потребность покупателей. К сожалению, ответ на этот вопрос не получен до сих пор. Благодаря сделанным запасам, мы смогли удовлетворить ажиотажный спрос на питание и гигиену, но сейчас сталкиваемся с невыполнением заказов нашими поставщиками и с сокращением продуктовых линеек у брендов.


Пока дефицит не ощущается, но если в ближайший месяц ничего не изменится, объем брендовых товаров снизится. Сейчас наша компания активно работает над созданием линеек под собственной торговой маркой в качестве альтернативы уходящим брендам, но приходится сталкиваться с удорожанием упаковки и этикетки и частично — с отсутствием сырья у производителей.


Помимо всего прочего, партнеры стали менять условия платежей. С большинством из них удалось договориться о рассрочке, но долю предоплаты по некоторым контрактам пришлось увеличить. В какой-то момент товар стал гораздо ценнее денег, и важно было не предаваться панике и спокойно договариваться с поставщиками об условиях, выгодных обеим сторонам. Не заставило себя ждать и повышение цен у дистрибьюторов и производителей.


Мы до сих пор не закупаем товар, повышение цен на который составило 100%. Иногда лучше взять паузу, чем скупать все подряд из опасения дефицита.


В любом случае, произойдут изменения в структуре потребительской корзины, что обусловлено как платежеспособностью потребителя, так и предложением ретейлера. Но невыполнимых задач нет, и мы уверены, что сможем предоставить покупателю продукт, который необходим ему в данный период.


Если говорить о бизнес-процессах компании, то кардинальных изменений не произошло. Отдел закупок стал значительно быстрее отрабатывать предложения как текущих поставщиков, так и новых, отдел ценообразования занимается мониторингом цен конкурентов чаще, чем обычно. Мы просчитываем, как санкции смогут повлиять на нашу будущую работу. Например, насколько подорожает логистика ввиду повышения стоимости обслуживания автомобильного парка из-за дефицита запчастей и материалов. Все эти возрастающие расходы должны быть учтены при корректировке плана на остаток года.


Самое главное — не забывать, что мы работаем для конечного покупателя, и его интересы должны быть соблюдены в первую очередь. И если инфляция сохранит текущий темп, то крайне важно обеспечить закрытие потребностей наших клиентов в комфортном для них ценовом сегменте.


Сообщает «MarketMedia»